Российский исламский институт

Частное учреждение высшего образования

ЭИОС РИИ ПТК №704 Опросы
ЭИОС РИИ ПТК №704 Опросы
Главная » Новости » Состоялся семинар по методологии теологического исследования

Состоялся семинар по методологии теологического исследования

Сегодня в Российском исламском институте прошел семинар «Анализ возможности применения деконструктивной стратегии в теологических исследованиях». Организатором семинара выступила кафедра Систематической теологии РИИ.

Открывая мероприятие, ректор РИИ Рафик Мухаметшин подчеркнул, что вопрос методологии теологии является одним из ключевых вопросов.

— Если взять в качестве примера такую науку как философия, то мы видим, что есть философия материалистическая, идеалистическая, экзистенциальная, субъективная и др. Почему философий много? Объект философии он один – это бытие, но есть множество разных методологических подходов. Поэтому с этой точки зрения, важно обсуждать и вопросы методологии теологии, которые, по крайней мере, в исламской теологии еще не разработаны, — сказал Рафик Мухаметшин.

Далее семинар продолжился выступлением зав. кафедрой систематической теологии РИИ Татьяны Седанкиной. Она выступила с докладом «Анализ возможности применения деконструктивной стратегии в теологических исследованиях». В ходе выступления были затронуты следующие вопросы: рассмотрение бинарных оппозиций, имеющих место в процессе интерпретации; специфика деконструктивной стратегии Жака Деррида сквозь призму «теологии парадокса» Карла Барта и «слабой теологии» Джона Д. Капуто; критика и возражения западного академического сообщества и представителей разных направлений христианской мысли касательно деконструкции; методология деконструкции в исламском мире: за и против.

Отметим, что мероприятие проходило в форме обсуждения заявленной темы и все участники смогли задать интересующие их вопросы. В частности, философ, богослов Али Вячеслав Полосин отметил, что тема круглого стола очень актуальна и поднята своевременно.

— Что касается заявленной темы, то деконструкция, о которой мы говорили, она не касается Священного Текста, как опасаются арабские мыслители, которых цитировала в своем выступлении Татьяна Евгеньевна. Они касаются нашей модели – уже существующих тафсиров, которые мы можем сопоставлять, анализировать, опровергать, делать дальнейшие выводы, поскольку это является человеческим мнением, — отметил Али Полосин.

Врио проректора по научной деятельности Болгарской исламской академии Руслан Саяхов выразил мнение, что если возникает альтернатива традиционному восприятию сакральных текстов, то нужно ответить на вопросы «Нужна ли данная альтернатива? Для чего она нужна? В чем ее принципиальное отличие от существующих инструментов?».

На данное замечание модератор мероприятия Татьяна Седанкина отметила, что каждый должен сам ответить на данный вопрос.

— Кому-то может достаточно работать в рамках уже существующей системы, и нет смысла выходить за грани. Мне кажется, что универсального ответа на данный вопрос не существует, он в сердце каждого. Если человеку достаточно, то дальше не нужно идти. Но если человек считает, что ему нужно больше, то он должен учитывать риски и перспективы.